X
27.05.2024

Анна Минькова: «Перестраиваем образование с учётом запросов экономики»

НОВОСТИ ЕЙСКОЙ ПРЕССЫ

По пути СПО

 Анна Алексеевна, разговор об образовании хочется начать с неожиданной статистики: в прошлом году колледжи и техникумы обогнали вузы по числу поступающих. С чем вы связываете интерес молодёжи к среднему профобразованию?

– Такую тенденцию мы, действительно, наблюдаем. Сегодня больше половины девятиклассников выбирают не продолжение учёбы в 10-11-х классах, а поступление в учреждение СПО. И не потому что поступить в колледж проще, чем в вуз, а также не нужно сдавать ЕГЭ.

Они выбирают профессии, которые будут по душе и позволят зарабатывать. Система СПО сделала невероятный рывок с точки зрения приобретения новых смыслов – это новые стандарты, ресурсные центры, которые наполнены оборудованием. Нам удаётся перестраивать проф­образование с учётом запросов экономики.

Три года назад появился федеральный проект «Профессионалитет». В него уже вошли 24 наших учреждения. Это 6 кластеров, где уникальное образование даётся на технологичных площадках. Участвуют и предприятия – там стажируются будущие агрономы, виноделы, IT-специалисты.

 Конечно, люди видят такую динамику, поэтому всё больше ребят выбирают СПО. Но может ли она принять всех желающих?

– Действительно, мы столк­нулись с ситуацией, когда система СПО не удовлетворяет спрос. Более того, по нашим прогнозам, в этом году уже 65 %

девятиклассников уйдут из школ. Поэтому мы крайне нуждаемся в новых местах и учреждениях. К сожалению, пока нет ни федеральных, ни региональных программ.

Безусловно, мы работаем над тем, чтобы и бюджетные места увеличивать, и делать подвижки в плане строительства учреждений или открытия новых ресурсных центров. В любом случае, объём здесь надо наращивать.

Наука закроет дефицит идей

Востребованность колледжей и техникумов не вызывает опасения за будущее наших вузов?

– Трансформация профобразования не должна на них отразиться, у вузов другие задачи. В крае работает 51 вуз, мы активно взаимодействуем. Федерация приводит в соответствие стандарты образования высшей школы, есть определённая разбалансировка. Например, магистратура станет продолжением образования, а не вторым высшим, как сложилось у нас.

Но главное – вузы станут основной платформой именно для научных изысканий. Для студентов учёба в вузе даст возможность заниматься исследованиями и фундаментальной наукой очень предметно, получая господдержку и гранты.

Ведь какой сегодня самый большой дефицит в мире? Дефицит идей. И вузы как научные центры должны генерировать их и производить смыслы для дальнейшей реализации уже на предприятиях, в интеграции с экономикой.

Не так давно губернатор встречался со студентами и отметил, что учёных и научных статей у нас достаточно много. Что нужно сделать, чтобы перей­ти от идей к реализации?

– Прорывные достижения у нас также есть, их достаточно много, причём, с участием, в том числе, студентов российских и кубанских вузов. Наноспутники, нейросети, фундаментальные исследования космоса. Эта работа проводится в последние два десятилетия очень серьёзно.

Губернатор максимально поощряет развитие науки в регионе. Пять лет назад был создан Кубанский научный фонд, с каждым годом его финансирование увеличивается. В 2024-м это 200 млн рублей, они работают на внедрение программ в ключевые отрасли: АПК, промышленность, IT-системы. Нам важно, чтобы у умных и талантливых ребят были гранты и опорные точки для старта.

Технологии и инновации

Какие самые яркие открытия Кубанского научного фонда можете назвать?

– Серьёзные разработки есть в самых разных отраслях. Например, в медицине – наши учёные создали высокоэффективный клапансодержащий протез сердца, он позволяет без риска для здоровья оперировать пациентов повторно. Когда запустим в массовое производство, то импортозаместим дорогостоящие зарубежные аналоги.

Кубанский политех разработал технологии и специнструментарий для чистки водозаборных скважин, причём, любой степени загрязненности. Это позволит восстанавливать скважины, и не нужно тратить средства на бурение новых.

Учёные из КубГАУ создали препарат, который спасает от болезней озимую пшеницу, ячмень, сою, яблони, и он очень экологичен. В условиях импортозамещения это необходимые меры.

Действительно, ни одна сфера не обойдётся без инноваций – технологии нужны и в АПК, и в медицине.

– Да, мир развивается, скорости другие. В той же гибридной операционной (единственной на юге страны) наши медики могут работать одномоментно минимум на двух разных органах. За 30 минут каждая операционная может быть подготовлена для любого вида операций – от малоинвазивной хирургии и до сложнейших кардио-, нейровмешательств.

Или новый эндоскопический центр тоже в краевой больнице. Он стал центром для обучения врачей со всей страны. А это говорит о высоком уровне нашего здравоохранения. Мы постоянно учимся сами и учим коллег – это главный принцип развития.

Поддержка с малых лет

Сегодня система образования строится на создании условий для развития и реализации потенциала детей и молодёжи. Расскажите подробнее, что у нас делается в этом направлении.

– Во-первых, посмотрите, как изменилась сама школа. Для края обеспечение доступного, комфортного и качественного образования – в числе главных приоритетов. Только за последние пять лет по всему региону построено более 60 современных школ, более 30 зданий на 30 тысяч мест сейчас находится в стройке.

Школы открываются в течение всего учебного года – с этой четверти начали работать инновационная школа в Сочи, три новые школы в Краснодаре. Готовятся к открытию учреждения в Абинске и Горячем Ключе. Такого социального строительства не было никогда!

Также проводим большую работу по капремонту школ. В этом году выделяем 2,1 млрд руб­лей – это в 1,2 раза выше, чем в прошлом. Еще 2,9 млрд направляем на приобретение учебников для школ и организаций профобразования.

Во-вторых, активно развиваем допобразование. Появились айти-кубы, кванториумы, в каждой третьей школе края есть Точки роста, в каждой новой школе открываем класс робототехники. У нас 9 мобильных кванториумов, которые ездят по сельским школам и работают с ребятами.

Всё это очень востребованные пространства, там дети с удовольствием проводят время и получают технические знания. Это первые ступени для будущих инженеров и изобретателей.

И конечно, поощряем школьников и наставников за победы в олимпиадах. У нас серьёзная система мотивации талантливых выпускников. Губернатор принял решение поддержать стобалльников, решивших поступать в кубанские вузы. В прошлом году 100 баллов на ЕГЭ набрали 285 школьников. 115 поступили в наши вузы и колледж – впервые столько ребят-стобалльников продолжили обучение в крае! Все они получили по 100 тысяч рублей. Надеемся, что, отучившись здесь, они и работать будут по специальности тоже в нашем крае.

Помимо выплаты есть и губернаторские стипендии, проводится краевой конкурс «Премия IQ года» – то есть сегодня заниматься наукой интересно и выгодно. В регионе живут 1 млн 477 тысяч молодых людей. Трудоспособное население – это главное, что поможет субъекту сделать экономический рывок и выйти на другие показатели.

Всё это, конечно, очень мотивирует. Но как быть с теми ребятами, кто, кажется, бесконечно сидит в планшетах, телефонах? Что вы посоветовали бы родителям?

– Встречала родителей, которые говорят: «Моему ребёнку ничего не интересно, он целыми днями у компьютера». На это я отвечаю: «Почему ничего не интересно? Он же увлёкся компьютером, значит, его надо отдать в это направление». И даже если сейчас кажется, что дети гаджетозависимы и ленивы, уверена, что пройдёт лет десять, и мы увидим, что наши дети лучше нас!

А нам как родителям важно помочь ребёнку найти свой интерес. Ведь что мы можем дать этому миру? Я могу дать только знания, которыми владею. И мне нравится делиться ими, получать от детей обратную связь. В этом и есть для меня главный смысл.

Подготовила Мария Зарубина

Источник: Газета «Приазовские степи»
Представлен анонс новости. Для продолжения чтения перейдите на сайт priazovka.ru

Полезная информация о Ейске: Путеводитель по Ейскому курорту, Телефонный справочник Ейска