X
24.06.2024

Семья из Ейска вспоминает времена самой масштабной стройки Советского Союза — Байкало-Амурской магистрали

НОВОСТИ ЕЙСКОЙ ПРЕССЫ

«Когда мы приехали в посёлок, то между домиков соболя бегали», – вспоминает Тамара Акопова, которая вместе с мужем отправилась на самую романтичную и масштабную стройку страны в 1978 г.

Тамара Рассуловна награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Такой поворот студентке медучилища в Иркутской области преподнесла встреча с Варужаном Акоповым, с которым они поженились на Байкале, строили БАМ, воспитывали дочерей, отметили пятидесятилетие совместной жизни.

Как только я вошла в подъезд дома, где живут сейчас Акоповы, сверху послышались быстрые лёгкие шаги. «Спортсмен», – подумала я. А нет! Это Варужан Ванушевич, разменявший восьмой десяток лет, спускается встретить меня. А дальше за чашечкой кофе в уютной светлой кухне произойдёт невероятное погружение в настоящую эпоху романтиков и героев, просто живших и веривших в дело, которое оказалось великим.

Девочка-студентка

Тамара Рассуловна тоже вышла меня встречать. Невысокая миловидная женщина. «О! Это я её ещё откормил! – тут же шутит Варужан Ванушевич. – Она в молодости весила 42 килограмма. Я всё боялся, что мне партийный выговор объявят, за то, что я школьницу в жёны брать собрался».

Впервые студентку медучилища Тамару Варужан увидел в кино, куда она пришла с подругой. Тогда подойти познакомиться юный военный не решился. Потом организовали с очаровательными девушками-подружками встречу. И после знакомства Варужан Ванушевич и Тамара Рассуловна уже не расставались.

Свадьба была молодёжной, шумной и весёлой. Только фотографий не осталось, потому что фотографу тоже очень весело было. «Очень уж радушный и щедрый на угощение жених оказался», – смеётся Тамара Рассуловна. Вскоре появилась старшая дочь, затем младшая, благодаря которой уже в Февральске, на строительстве БАМа, юная медсестра временно снимет медицинский халат и устроится воспитателем в детский сад.

Февральск

Сегодня Февральск, основанный на месте с. Февральского, не отличается от современных городов: многоэтажные дома, добротные школа и детский сад. А тогда, в 1978-м, когда в него приехала молодая семья Акоповых, это были домики из щитовых блоков, деревянные одноэтажные школа, сад. «Холода были до 52 градусов, – вспоминает Тамара Рассуловна. – Но на работу ходили каждый день». На окнах домов от морозов нарастали полуметровые ледяные «шубы», через щели выдувалось любое тепло, поэтому обогревались и с помощью поселковой паровой котельной, и самодельными обогревателями. Из-за последних, что греха таить, не раз горели казармы.

Места были настолько дикие, что не только соболя, но и медведи были обычными гостями февральцев. Несмотря на нелёгкие, а для современной молодёжи невозможные условия, жили дружно и весело: почти все друзья Акоповых – со времён самой масштабной стройки Советского Союза.

Комсомольский задор

Варужан Ванушевич родом из Апшеронского района. Оттуда призвался в армию, да так и пошёл по военному пути, посвятив службе почти 30 лет. В составе бригады железнодорожных войск молодой человек и попал на БАМ. «Да там много краснодарских было, – горит Варужан Ванушевич. – Нас в 1969 г.

полный эшелон в Забайкальский венный округ отправили: железнодорожников, пограничников, артиллеристов. Я был после танковой учебки, потом проходил офицерские курсы в Ленинграде».

Отдельная бригада, в которой служил Варужан Акопов, участвовала в строительстве железной Качинско-Ачинской дороги. Оттуда их и направили приказом на строительство БАМа. «Помню, подъезжает поезд к месту назначения, а из воды нерпы головы высунули и встречают нас любопытными взглядами», – смеётся Варужан Ванушевич.

Приехали в Сибирь с двумя дочками, младшая из которых там впервые пошла сама. Представляете, стирку-сушку пелёнок в таких условиях? А сестра Тамары Рассуловны однажды оказалась в гостях в Февральске, да так и осталась там: вышла замуж и до сих пор живёт в посёлке.

 БАМ стал молодёжной стройкой: большинству строителей было от 20 до 30 лет. «Комсомольцы были, – в унисон говорят Акоповы. – Но больше военных и гражданских специалистов». Супруги помнят трудные жилищные условия, но платили хорошо – до 500 руб. в месяц. А уж культурную программу строителям обеспечивали самые популярные артисты: от «Самоцветов» до Дина Рида.

«Места были потрясающей красоты. – А какие богатые: ягоды, грибы, рыба…»

– с ностальгией говорит Варужан Ванушевич

Спустя десятилетия строитель БАМа вернулся на то место: вместо щитосборных домов выросла тайга, сам посёлок «переехал» ближе к железнодорожной станции. Кстати, в гости, в места своей молодости, Акоповы ездят регулярно: там остались родственники, друзья.

Небывалый масштаб

Но стройка века оставила неизгладимые впечатления. То в болоте, то в условиях вечной мерзлоты ежедневно метр за метром прокладывались рельсы и шпалы магистрали, которая по задумке конструкторов должна была связать самые дальние регионы нашей страны, а также способствовать развитию промышленности.

Хорошо помнят Акоповы завершение работ на разъезде Мирошниченко. Сегодня для любого бамовца это культовое место «золотой стыковки»: в Амурской области 17 апреля 1984 г. строители железнодорожных войск сомкнули Восточный БАМ. «Оттуда уже пошло сплошное полотно на Тынду – столицу БАМа, – поясняет мне Тамара Рассуловна. – Тогда мы, конечно, не воспринимали это как историческое событие».

Сегодня с разъезда Мирошниченко в дни юбилеев магистрали стартует поезд с почётными строителями самой известной железной дороги.

«Какие же красивые станции по пути следования поезда, – и сейчас восхищается Тамара Акопова. – Ведь строили дорогу люди всех республик СССР: казахи, узбеки, белорусы, грузины, армяне… Едешь из Тынды и любуешься колоритом каждого остановочного пункта. Сейчас ведут ветку дальше, и уже совсем другие станции появляются». Есть остановка и в Февральске, где жили Акоповы. Там рядом со зданием вокзала установлен памятник той самой бригаде железнодорожных войск, в которой служил Варужан Акопов.

«Кстати, эта бригада до сих пор дислоцируется в Краснодарском крае – говорит строитель БАМа. – А тогда все силы были брошены в Сибирь и на Дальний Восток. Вдоль строящейся дороги развёртывались воинские части с казармами и госпиталем. 18 батальонов разместили вблизи китайской границы для стройки. Хотя в мирное время положено не более 8-10».

Техника для тяжёлых работ в сложных природных условиях была закуплена в ФРГ и Чехословакии, и немцы приезжали обучать советских строителей на ней работать в Иркутск.

Наши грузовые автомобили, к сожалению, не справлялись с задачами стройки века. А сколько взрывчатки было потрачено для прокладывания тоннелей и рельсов. «Взрывы были такой мощи, – распаляется бамовец, – что сосны на десятки метров взлетали, а на землю возвращались ошкуренными, и ребята из них дома строили».

И ещё об одном, скорее, курьёзном случае при пуске очередной линии рассказал мой собеседник. «Что уж говорить, шиковать мы любим, – не с иронией, а теплотой говорит о национальном характере Варужан Ванушевич. – На приём работы приезжал высокий партработник. Специально к его визиту построили новую капитальную казарму, завезли в неё дорогущую посуду… Опосля его отъезда всё к чёрту разобрали!»

К тому времени Акопов был комвзвода базы, поэтому участвовал во всём лично.

После БАМа Варужан Акопов неожиданным образом сменил железнодорожные войска на флот и перевёлся вместе с семьёй в Мурманск. Тамара Рассуловна продолжила там своё медицинское служение. По выходе в запас семье Варужана Ванушевича дали квартиру в Ейске. Отсюда теперь семья ездит к родне и в Заполярье, и на Дальний Восток. Стройка железных вен страны продолжается и сегодня, напоминая о важности когда-то начатого дела.

Президент РФ Владимир Путин:

– БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-стратегическое значение имел, и народнохозяйственное. Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, конечно, прежде всего от тех людей, которые там работали. Безусловно, они совершили трудовой подвиг, это без всякого сомнения. В середине двухтысячных годов не только прошли любые сомнения, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает.

Источник: Газета «Приазовские степи»
Представлен анонс новости. Для продолжения чтения перейдите на сайт priazovka.ru

Полезная информация о Ейске: Путеводитель по Ейскому курорту, Телефонный справочник Ейска